Слово "логика" происходит от древнегреческого "логос", имеющего значения: слово, наука, разум. Поэтому оно, во-первых, вошло составной частью в названия многих наук, а во-вторых, выражает смысл логики, как НАУКИ О МЫСЛЯХ.

   Родословная логики связана с философскими размышлениями о правилах спора и процедурах убеждения, поэтому сначала логика была скорее вспомогательной частью риторики и юриспруденции. Так было до Аристотеля. Развитие науки логики на протяжении ряда столетий протекало по двум направлениям. Одно из них начиналось с древнегреческой логики (в особенности с логики Аристотеля), на основе которой развивалась логика в Древнем Риме, затем Византии, Турции, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока, в Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскую логику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии, на Цейлоне.

    Основателем логики, как науки, считают Сократа (469-399 гг до н.э.). На первый план он выдвинул проблему метода, посредством которого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия. Познание "по Сократу" происходило следующим образом. На площади собиралось большое количество людей. Сократ просил их дать определение какого-либо понятия (например, "справедливость"). Выслушивая определения одно за другим, он показывал несовершенство каждого, каждый раз требуя более полного и точного. Таким образом, приближаясь к верному определению понятия, люди приближались к "ПОЗНАНИЮ " этого понятия. ЗНАНИЕ для Сократа - это ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ, и достигается оно посредством ОПРЕДЕЛЕНИЯ понятия.

   Аристотель (384-322 гг до н.э.) - отец европейской логической традиции, разработавший СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ (силлогизмов) И ИХ ОЦЕНКИ. Его дед - легендарный древнегреческий врач Асклепий (отсюда "эскулап"). Отец Аристотеля - тоже врачеватель, вылечил Филиппа, сына Фракийского царя, будущего отца Александра Македонского. Аристотель был дружен с Филиппом, обучался наукам в академии Платона. После смерти великого учителя он переехал в Афины. Там Аристотель взялся за создание собственного учебного заведения, которое располагалось рядом с городским садом и от этого получило название "ликей" (сад). Что Вам напоминает это слово? Аристотель преподавал, прогуливаясь с учениками по саду. Такой метод назывался "схолэ". А на что похоже это слово?

   Позднее из логики стала выделяться самостоятельная часть - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, изучающая основания математики и принципы построения математических теорий. У ее истоков стоял великий Лейбниц. Мат. логика - логика умозаключений, использующая математические методы. В момент возникновения эта наука была очень абстрактной, отвлеченной, доступной только узкому кругу ученых. Так было до того момента, когда в XIX веке англичанин Джордж Буль пошел на спор, что создаст науку, совершенно оторванную от действительности и не имеющую ни малейшего практического применения. Он превратил мат. логику в АЛГЕБРУ СУЖДЕНИЙ. Булева алгебра - наука о действиях над суждениями (высказываниями). Буль произвел революцию в науке, о которой сам не подозревал. То, во что он превратил логику, было в дальнейшем положено в основу построения электронно-вычислительных устройств. История показала, что спор Булем был проигран. Из всей логики именно Булева алгебра получила самое большое практическое применение в технике. С именем Джорджа Буля связано еще одно известное имя: его дочь - Э. Войнич (Вы, наверное, читали ее роман "Овод"). Важнейшим разделом мат. логики, который сейчас перерастает в самостоятельную науку, является ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ.


Сократ: "Я знаю, что я ничего не знаю."

ИГРА "ПОЗНАНИЕ ПО СОКРАТУ":

Выберите из числа "нигилистов" Сократа. Договоритесь, какое понятие вы хотите познать (например: стол, верность, жизнь, смерть). Игра заключается в следующем:

  • учащиеся ("люди на площади") по очереди дают определения выбранного понятия;
  • "Сократ" находит ошибки в этих определениях (приводит примеры других понятий, соответствующих определению, но не совпадающих с выбранным);
  • уточняя определения, приближаемся к истине.

Если до конца урока "Сократ" нашёл ошибки во всех определениях, он выиграл. Если "Сократ" не смог найти пример, опровергающий определение, он проиграл. При наличии времени можно выбрать другого "Сократа".

Игру можно проводить в течение нескольких уроков, договариваясь заранее об определяемом понятии, чтобы можно было поискать определения в словарях.

Оглавление Дальше


При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© Выграненко М.А. и М.В., 2009-2011

Рейтинг@Mail.ru     

Hosted by uCoz